Главная » Статьи » Cтатьи |
Кинотеатр, где сидят в шлепанцах Мало-помалу понятие "домашний кинотеатр" из разряда символов запредельной роскоши (наподобие личной яхты или самолета) переходит вслед за видеомагнитофоном в категорию предметов, покупаемых достаточно часто. О специфике его подбора и установки рассказывается в нашей статье. Компоненты AV-системы Как бывает обидно, когда во время демонстрации фильма по телевизору отвлекаешься на дефекты качества звука или изображения! Почти все мы прошли через "тряпичные" копии, болгарские диски и китайскую электротехнику, так что многим хорошо знакомо чувство чуть ли не физической боли, получаемой от "запиленной" грампластинки или "затертого" кадра на экране. Кинотеатр на дому призван избавить нас от этих мучений. Итак, что же это такое - "домашний кинотеатр" (он же ДК)? С точки зрения его зарубежных создателей - всего-навсего уменьшенная копия кинотеатра общественного (разумеется, не российского, а американского, с его "наворотами"). Наши зрители заокеанскими кинозалами не избалованы (заведения такого уровня комфорта лишь недавно появились у нас в крупных городах), поэтому применительно к отечественным условиям определение могло бы звучать так: ДК - это особо организованная комната или ее часть, предназначенная для просмотра видеоматериалов и оснащенная высококлассной аппаратурой для воспроизведения многоканального звука. Именно такой звук отличает домашний кинотеатр от обычного телевизора. Соответственно, в комплект аппаратуры ДК помимо устройств для получения кинокартинки (их называют "средства отображения") обязательно входит источник видео- и звуковых программ, декодер и усилитель звуковых сигналов, а также набор из 5-6 колонок. Продаются эти компоненты по отдельности, и из них можно составить разные комбинации. Здесь выделяются, как минимум, три проблемы. Во-первых, надо приобрести качественный комплект аппаратуры за приемлемую цену. Во-вторых, подготовить под него помещение (то есть скорректировать его акустические характеристики - иногда с толикой строительных работ - и соответственно оформить интерьер). В-третьих, хорошую аппаратуру в хорошо обустроенном помещении надо еще хорошо расположить. Естественно, без помощи специалистов эти задачи решить трудно. Сердцевиной всего ДК является средство отображения видеоряда. На сегодня для получения картинки используются четыре разновидности приборов: - обычный телевизор, - проекционный телевизор, - видеопроектор с внешним настенным экраном, Наиболее распространенным из них пока остается большеэкранный цветной телевизор. Популярностью пользуются модели с диагональю 29-33" и соотношением сторон экрана 16:9 (голливудский стандарт широкоэкранного кинематографа). Такие аппараты рассчитаны на эксплуатацию в сравнительно небольших помещениях (до 30 м2). Обычно ими оснащают ДК, под который выделяют часть гостиной. Чтобы при просмотре возникал "эффект присутствия", расстояние между экраном и зрителем должно составлять по существующим рекомендациям 2,0-4,0 экранной диагонали - словом, достаточно близко. Но как же тогда быть с широко известными предостережениями врачей, которые советуют садиться от телевизора подальше? Здесь нет противоречия. Дело в том, что для домашнего кинотеатра используют исключительно современные телеприемники, оснащенные, подобно компьютерным мониторам, безопасными кинескопами. В них используется 100-герцовая технология разверстки изображения, благодаря чему картинка не "рябит" в глазах и электромагнитное излучение сравнительно слабое. В России широко представлены различные модели высококлассных телевизоров производства фирм THOMSON, LOEWE, SONY, BANG&OLUFSEN, PANASONIC, PHILIPS и многих других. Если у вас зал для ДК более-менее солидных размеров, то, наверное, больше подойдут проекционный телевизор или видеопроектор с внешним настенным экраном. Эти устройства по принципу своего действия напоминают обычные кинопроекторы, только электронные. Они чемпионы по величине получаемой картинки: иногда до нескольких метров по диагонали! Кроме того, появляется возможность разместить центральную колонку непосредственно за экраном, что выгодно отражается на качестве и "реалистичности" звука. Но есть и недостатки - сравнительно высокая стоимость, необходимость затемнения комнаты и, прямо скажем, не самое четкое и яркое изображение (по сравнению с обычными телевизорами или плазменными панелями). Проекционный телевизор - это, по сути, телевизор с очень большим экраном. В нем изображение после электронно-лучевой трубки проецируются на встроенный экран, проходя длинный ломаный путь через систему оптических линз, призм и зеркал, скрытых в корпусе устройства. За счет этого картинка увеличивается, и экраны таких телевизоров имеют диагональ от 41 до 61". Стоят они значительно дороже своих "нормальных" собратьев - от 2500 до 13 000 долларов. Видеопроектор, подобно обычному кинопроектору, излучает картинку на экран, который устанавливают на противоположной стене. Чем больше желаемый размер изображения, тем дальше проектор следует отодвигать (не менее чем на 3 м). Его можно просто подвесить к потолку или убрать в нишу. Экраны выполняют стационарными или свертывающимися (вручную или автоматически). Решение здесь ищут совместно с дизайнером. С точки зрения интерьера новые возможности предоставляет видеопроектор с обратным, зеркальным проецированием. В этом случае он устанавливается позади экрана (например, в маленькой глухой комнате типа кладовой); сам экран выполнен из особого пластика, и изображение на него попадает сзади, с помощью специального большого зеркала. Эта конструкция, убранная в стену, при отсутствии видимой аппаратуры, создает полную иллюзию чудесного окна в другой мир. Но стоит такое удовольствие до 35 000 долларов. Плазменные панели (ПП) внешне ничем не отличаются от традиционных телеприемников, за исключением своей толщины. Она составляет в среднем 80-150 мм, что вполне позволяет вешать панель на стену, словно обычную картину. ПП получили свое название от особого принципа работы миллионов микроячеек, из которых они составляются. В каждой ячейке периодически возникает плазменный разряд, вызывающий светящееся пятнышко нужного цвета. Плазменные панели дают очень качественное изображение при любом освещении. Но, естественно, они пока еще достаточно дороги: стоимость составляет порядка 10000-15000 долларов (однако цены на них продолжают уверенно снижаться и уже сейчас сопоставимы с наиболее дорогими моделями обычных телевизоров). Кроме того, понравившийся фильм или другую нужную передачу можно просмотреть в ДК, используя сигналы кабельного или спутникового телевидения, с компьютера или из Интернета. Для этого следует предварительно позаботиться, чтобы в комплекте аппаратуры были соответствующие компоненты: например, TV-тюнер, спутниковый рессивер, видеоплата и пр. Специалисты подскажут их конкретную номенклатуру и параметры. Звуковой сигнал поступает от источника на устройства, "обрабатывающие" его, - декодер и многоканальный усилитель (соединенные вместе, они называются AV-усилителем, а если к ним добавлен тюнер, то AV-ресивером). Помимо "традиционного" усиления эти аппараты должны качественно переводить звук из цифровой формы (закодированная последовательность сигналов типа "включено" и "выключено"), в которой он записан, в аналоговую (в виде переменного напряжения), подаваемую на колонки. Для создания качественного звукового пространства важны как сами используемые акустические приборы, так и их правильное размещение в кинозале. Это непростая задача, особенно если учитывать, что в комплект, например системы Dolby Digital, входит целых пять "обычных" колонок и один так называемый сабвуфер, предназначенный для возбуждения низкочастотных звуковых колебаний (взрывы, удары грома и т. п.). Муки качественного звука В 80-х годах фирма DOLBY разработала систему Dolby Pro Logic, которой и были оснащены первые домашние кинотеатры. Dolby Pro Logic обеспечивает получение двух независимых фронтальных боковых каналов звука, центрального канала, передающего обычно голосовое сопровождение, и монофонического канала звуковых эффектов тыловых громкоговорителей. В качестве источника для них может быть использован практически любой стереосигнал, что, конечно же, очень удобно для владельцев Hi-Fi-видеомагнитофонов. А в 1993 г. появилась система Dolby Digital, предусматривающая наличие пяти независимых полноценных каналов и одного низкочастотного-сабвуфера. За счет этого система дает возможность добиться необычайно реалистического звучания и детальной пространственной локализации. На сегодняшний день она наиболее распространена среди видеозаписывающих компаний, и ее можно с уверенностью рекомендовать всем потенциальным обладателям ДК. Разница между Dolby Pro Logic и Dolby Digital примерно такая же, как между стерео и квадро. Вряд ли найдется хоть один уважающий себя аудиоман, который, ознакомившись с Dolby Digital, не отдаст ей предпочтение. Проблема в другом: Dolby Pro Logic устарела морально, но зато Dolby Digital пока еще не "окрепла материально". Иными словами, у обладателя аппаратуры Dolby Digital порой возникают трудности, не имеющие прямого отношения к качеству воспроизведения: например, если вы любитель старого отечественного кино, то можете смело забыть про свою звуковую "продвинутость", потому что, разумеется, никто никогда не делал наши фильмы сразу с шестью разными дорожками! Если же эти дорожки "разводить" искусственно, то мы получим как раз Dolby Pro Logic! Вообще для системы Dolby Digital подходит исключительно DVD-плеер, а обычный (пусть даже самый "навороченный") видеомагнитофон никогда вам не выдаст нужный звуковой сигнал (да еще с русским переводом!). Получить необходимое количество звуковых дорожек (а их теоретически может быть и больше шести) в Dolby Digital позволяет цифровая запись, благодаря которой весь объем информации умещается на одном диске. Планировка помещения кинозала Теперь поговорим о втором этапе, следующим за покупкой набора высококачественной аппаратуры для Домашнего кинотеатра. Для того чтобы "музыка зазвучала", необходимо правильно разместить его акустические системы в специально подготовленном помещении. Это не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. Не будет ничего зазорного, если вы обратитесь к специалисту в данной области - особенно заранее, на этапе проектирования своего будущего жилища. В каждом конкретном интерьере динамики звучат по-разному. Особенно это бывает заметно на низких басовых частотах, расположенных в диапазоне до 200 Гц. Стены комнаты начинают резонировать в такт источнику колебаний и искажают те или иные звуки. Например, в некоторых неудачно спланированных апартаментах можно слышать, как едут автомобили или метро, хотя трасса последних проходит на достаточном удалении. Для любой стены собственная частота колебаний зависит от ее габаритных размеров - чем больше габариты, тем больше частота будет сдвигаться в сторону неслышных для уха инфразвуков. Таким образом, сделаем вывод: лучшие антирезонансные характеристики имеют комнаты больших размеров и некратных пропорций, наихудшие - тесные помещения кубического объема. Маленькие комнаты плохи еще и тем, что в них гораздо сложнее качественно разместить акустические системы направленного звука. Колонки и стены расположены недалеко друг от друга, все отражения нивелируются, и возникает хаотичный звуковой поток. Поэтому хоть ДК и называется "домашним", но располагаться он должен в помещении, размерами не менее 15-20 м2. Планируя комнату под кинозал, не стесняйтесь использовать в оформлении "пушистые" звукопоглощающие материалы, благо их на сегодняшний день существует огромное количество. Прежде всего, конечно, это ковровые покрытия (кстати, заодно они прикроют собой многочисленные кабели от ДК, чтобы те не путались у вас под ногами). Неплохо справляется с функцией звукопоглощения и обычная мягкая мебель - ей, несомненно, следует отдать предпочтение при планировании кинозала. Если комната, несмотря на ковер и мебель, все-таки слишком "гулкая", то вам потребуется обработать стены и потолок. Тут годится и простая драпировка, и установка специальных акустических подвесных потолков и стеновых панелей - например производства фирм ECOPHON (Швеция), ACOUSTO (Финляндия), ROCKFON (Дания) и им подобных, различающихся лишь дизайном. С резонансом на средних и высоких частотах звукопоглощающие материалы справляются хорошо, но басовый им не "по зубам". Дело в том, что низкочастотные акустические колебания имеют длину волны порядка нескольких метров (например, 100 Гц - 3,4 м) и практически гасятся только за счет использования ребристых конструкций сложной формы. Для этого также подойдут навесные потолки. Наконец, не забывайте и о качественной звукоизоляции помещения кинозала. Дело в том, что увеличение динамического диапазона сигнала при современных способах записи потребовало увеличения мощности всей аппаратуры, включая, конечно же, и колонки, до 80-100 Вт. И если 30- ваттные динамики лет 15 тому назад лишали сна жителей в десятке ближайших квартир, то громкий звук от вашего ДК может навсегда испортить отношения с соседями по всему подъезду! До недавнего времени единственным способом улучшения звукоизоляции было увеличение массы стен. Но это не только крайне дорого, но и зачастую просто невозможно. Навесные панели, ковры и всевозможные стекловаты, шлаковаты, пенопласты и т. п. совершенно не помогают. (Увы, даже некоторые изготовители теплоизоляционных материалов допускают путаницу в терминах "звукопоглощение" и "звукоизоляция"! Звукопоглощающие материалы предназначены всего лишь для создания определенной акустической среды внутри помещения. Теоретически звукопоглотителем может служить и отверстие в стене). Рынок звукоизолирующих конструкций, прямо скажем, не впечатляет разнообразием. Приятно отметить, что российскими производителями разработаны и выпущены для этой цели специальные панели ЗИПС, снижающие уровень шума на 5-13 дБ. Применяются также различные виды подложек под "плавающие полы" из полипропилена, пробки, стеклохолста и других материалов. К слову сказать, отдельная комната, отведенная исключительно под кинозал, предпочтительнее обычной "многопрофильной" гостиной с точки зрения качества получаемого звука, хотя и в ней можно добиться приемлемого результата. Расположение акустических систем Итак, у вас уже есть полный набор кинотехники, купленной и протестированной в зарекомендовавшем себя магазине-салоне, и готовое к приему этой техники помещение. Как же надо ее расставить? Фронтальный набор акустических систем состоит из левой, правой и центральной колонок. Наиболее существенную роль играет центральный канал, через который передается основная масса диалогов и озвучиваются эффекты, происходящие на середине экрана. Местоположение центра жестко привязано к источнику изображения - максимально близко от экрана, либо сверху, либо снизу. Правая и левая фронтальные колонки воспроизводят музыку и масштабные звуковые эффекты, выходящие за пределы условной точки в центре экрана. Все три необходимо расположить на одной линии или чуть выдвинуть вперед боковые системы. Выдвижение вперед центра приведет к искажению звуковой картины. При этом важно, чтобы средне- и высокочастотные динамики всего фронта располагались приблизительно одинаково по высоте, желательно - на уровне головы зрителя. При этом, вам, скорее всего, придется ориентироваться относительно центрального канала, поскольку у него всего два варианта возможного местоположения - выше или ниже экрана (если речь идет не о проекционном аппарате). Допустимо некоторое неравенство расстояний между центральной и боковыми колонками. Следите только, чтобы последние не находились слишком близко к телевизору, иначе их магнитное поле будет вызывать помехи в изображении. Иногда у хозяев возникает соблазн как-нибудь замаскировать колонки, "утопив" их в стенные ниши. Делать этого ни в коем случае нельзя, если только акустические системы специально не рассчитаны на подобный способ эксплуатации! В противоположном случае вы можете полностью "похоронить" не только звучание, но и сами колонки. В отличие от фронта тыл предназначен для создания ненаправленной звуковой среды, поэтому постарайтесь расположить оставшиеся динамики "нейтрально". Не требуется прицельно направлять их на слушателя, пусть лучше будут на задней или боковой стенах, примерно около 1 метра над головой зрителей. Если колонки маленькие, поместите их вплотную к стене - для лучшей передачи басовых частот. В этом смысле хорошо зарекомендовали себя дипольные акустические системы, с двойным набором динамиков, направленных в противоположные стороны. Сабвуфер, наверное, наименее критичен к месту расположения и, как правило, помещается между тыловыми колонками. Зато он довольно капризен в отношении громкости собственного звучания - важно не переборщить с выводимым на него уровнем громкости, иначе в наиболее драматических местах он станет "бить по ушам". Как же оценить, удачно ли вы разместили акустическую систему? Наверное, главный эффект - точная пространственная локализация звука. Это означает, что если некий объект движется "от зрителя" в глубину экрана с уклонением вправо, то зритель чувствует по звуку направление движения, даже не глядя на изображение. Важно, чтобы ни одна из колонок не выделялась - нужно слышать именно звук, а не какую-нибудь конкретную колонку. Ну и главное: речь должна быть разборчивой, "верхи" и "низы", громкие и тихие места передаваться одинаково хорошо. Это и называется - уровень hi-fi. Иначе стоило ли браться за устройство домашнего кинотеатра вообще? | |
Категория: Cтатьи | Добавил: um-domu (21.05.2008) | |
Просмотров: 694 | Рейтинг: 3.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |